Санкт-Петербург
Есть вопросы? Звоните!
ул. Кузнецовская д.19, лит.А, оф. 106 (БЦ "Парк Победы")
Напишите нам:

Куда жаловаться на действия или бездействие банка

Центральный Банк Российской Федерации является довольно строгим регулятором, однако кредитные организации не всегда соблюдают установленные предписания.

Не стоит думать, что банк является большой и серьёзной организацией, поэтому на него никоим образом не повлиять – если ваши права нарушают, можно и нужно разбираться в ситуации, наказывая нарушителей.

Рассказываем, что делать, если кредитная организация навязывает вам дополнительные услуги, меняет условия договора в одностороннем порядке или дезинформирует потребителей.

Шаг 1. Попробуйте договориться мирным путём

Обращение в госорганы – хороший рычаг воздействия на банковский сектор, однако многие организации настолько трепетно относятся к своей репутации, что пойдут вам навстречу, если узнают, что ваши права были каким-то образом нарушены.

Разберём пример. Вы обнаружили списание денег с вашего счёта и посчитали его незаконным. Первым делом необходимо обратиться в службу поддержки, ведь велик шанс, что это плата за обслуживание карты или что тариф, который вы выбрали, подразумевает данные платежи.
Сотрудник банка подробно объяснит вам, по какой причине определённая сумма была удержана с вашей карты. При подписании договора с банком вы должны были ознакомиться со всеми условиями вашего дальнейшего сотрудничества. Если в тексте документа прописаны тарифы и они не нарушают права потребителей, действия банка будут считаться законными.

Итак, если вы обнаружили списания с вашего счёта:
- изучите банковский тариф, к которому вы подключены;
- обратитесь в службе поддержки банка за разъяснениями.

Уже на этом этапе вам, скорее всего, пойдут на встречу. В противном случае нужно составить официальную претензию.

Документ составляется в двух экземплярах (один остаётся у вас с пометкой от банка о получении). Вы можете передать его лично или отправить почтой России на юридический адрес банка заказным письмом с уведомлением о вручении.

Опишите в тексте документа, каким именно образом финансовая организация нарушила ваши права. После того, как банк получит претензию, у него будет 10 дней на ответ. Если вы ответа не получили – значит, банк вам отказывает в удовлетворении требований (то же самое касается отрицательного ответа банка).

Банк не идёт навстречу, не реагирует на претензию – на этом этапе уже стоит обращаться в государственные органы.

Советуем записывать телефонные разговоры с сотрудниками банка и делать скриншоты переписки с менеджерами, чтобы создать доказательную базу для дальнейших разбирательств.

Шаг 2. Обращаемся в ФАС

После того, как вы получили официальный ответ банка, можно обращаться в различные государственные ведомства с жалобами. Без первого шага ваше обращение, скорее всего, будет рассматриваться дольше, так как госорган будет обязан переадресовать ваши недовольства в кредитную организацию и предложить им отреагировать персонально, а уже после этого запустит необходимые проверки.

Федеральная Антимонопольная служба – государственный регулятор, который следит за коммуникацией организаций с потенциальными потребителями.
ФАС помогут в следующих случаях:
- обещания банка в рекламе расходятся с реальностью (например, вы увидели предложение оформить вклад под 18% годовых, а в банке вам сообщили, что эти условия только для определённого тарифа и ограниченной суммы вклада);
- рассылка спама от банка (звонки, сообщения, письма на электронную почту);
- навязывание дополнительных услуг (например, страховки).

Рекомендуем посетить официальный сайт антимонопольной службы и позвонить на горячую линию. Вкратце опишите ситуацию – сотрудники ведомства подскажут, относится ли данный аспект к работе ФАС. Если выяснится, что произошедшее является нарушением антимонопольного законодательства, вы можете заполнить жалобу на сайте, следуя инструкциям системы.

Кроме онлайн-обращения можно отправить жалобу на электронную почту или заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес ФАС (актуальные контактные данные уточняйте на сайте регулятора).

После получения вашей жалобы ведомство изучит ситуацию и направит вам ответ в течение тридцати дней.

Шаг 3. Обращаемся в Роспотребнадзор

Если ваши потребительские права нарушены, необходимо адресовать свою жалобу в Роспотребнадзор. На что можно жаловаться:
- банк поменял процентную ставку или условия по кредиту или вкладу, при этом в договоре не указано, что кредитная организация имеет право это делать в одностороннем порядке;
- банк утверждает, что не выдаст кредит без оформления страховки (навязывание дополнительных услуг);
- банк своевольно подключил вам какую-то услугу, не спросив вашего разрешения;
- вас дезинформировали относительно какой-либо услуги или продукта.

Проще всего подать жалобу в Роспотребнадор в режиме онлайн. Для этого посетите сайт госрегулятора и выберите вкладку «Обращения граждан». Для обращения необходима авторизация через Госуслуги.

Часть информации о вас автоматически будет внесена в текст обращения. Укажите регион, контакты, кратко изложите суть произошедшего, а также прикрепите, по возможности, доказательства нарушения ваших прав (фото, документы).

В течение одного месяца жалоба будет рассмотрена Роспотребнадзором, после чего вы получите официальный ответ.

Шаг 4. Обращение в ЦБ РФ

Центральный Банк Российской Федерации считают главным ведомством, отвечающим за действия кредитных организаций в стране, поэтому зачастую граждане с жалобами обращаются именно туда.

Перед обращением необходимо собрать качественную доказательную базу. Зафиксируйте все ответы от банка, в том числе и ответ на вашу претензию, сфотографируйте переписки, запишите телефонные разговоры с менеджерами.

После предварительного сбора доказательств посетите официальный сайт регулятора:
- выберите вкладку «Обратиться в Банк России»;
- нажмите «Подать обращение в Интернет-приёмную»;
- изучите всю информацию, представленную на странице;
- приступите к заполнению данных в разделе «Подать обращение».

На сайте вам предложат выбрать, с каким именно типом нарушения вы столкнулись. Кликните на то, что подходит именно вам, после чего последовательно заполните форму, предварительно авторизовавшись в Госуслугах (это является обязательным этапом).

На официальном сайте вы можете отследить статус вашего обращения. Обычно регулятор даёт ответ в течение одного месяца.

Также вы можете передать жалобу лично, обратившись в приёмную Банка России (необходима предварительная запись). Для граждан России работает горячая линия: 8-800-300-30-00.

Наконец, можно скачать приложение Банка России и в нём уведомить регулятор о нарушении.

Если Центробанк решит, что вопрос должны решать другие ведомства, он перенаправит вашу жалобу им (в ФАС, Роспотребнадзор или ФССП). Если нарушение находится в ведении Центробанка, он направит в кредитную организацию требование о решении вопроса, а также оштрафует согласно законодательству РФ.

Шаг 5. Обращение в прокуратуру

При явном нарушении закона о потребительском кредите или о защите заёмщиков при взыскании просроченной задолженности вас будет защищать прокуратура. Когда точно нужна помощь прокуратуры:
- банк установил ставку выше допустимой Центробанком;
- кредитная организация берёт комиссию за досрочное погашение кредита или самовольно устанавливает какие-то дополнительные комиссии за кредит;
- банк отказывает в кредитных каникулах, если даже у заёмщика есть на это законные основания;
- личная информация и данные о счётах и кредитах передаются от банка третьим лицам;
- МФО взаимодействует с должником таким образом, что это нарушает закон;
- сотрудники банка звонят третьим лицам и уточняют у них информацию о должнике.

Вы можете подать заявление лично (по месту жительства), почтой России, на Госуслугах или на официальном сайте прокуратуры.

На сайте регулятора выберите раздел обращений и заполните форму, дополнив жалобу доказательствами нарушения ваших прав.

Вы получите официальный ответ от ведомства в течение 30 дней.

Шаг 6. Подаём на банк в суд

Вы имеете право сразу же после нарушения ваших прав обратиться в суд, чтобы защитить свои интересы. Перед подачей иска нужно отправить официальную претензию в банк, после чего обратиться к компетентному юристу, который сможет представлять ваши интересы в суде.

Суд самостоятельно организует все необходимые проверки кредитной организации, а также обратится к регуляторам, которые накажут нарушителя.
Подпишитесь на наши социальные сети и будьте в курсе всех новостей!
Акции и скидки компании
Актуальные новости
Полезные советы
Эксклюзивные материалы
В наших соцсетях мы публикуем:
Читать нас в Вконтакте
Читать нас в Телеграме
Возможно Вам будет интересно
У Вас есть вопрос юристу?
Получите бесплатную помощь узкопрофильного юриста уже через 1 минуту
Контакты нашего юридического агентства в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург, ул. Кузнецовская д.19, лит. А БЦ "Парк Победы", оф. 106
Адрес офис:
пн - пт: 09.00- 20.00, сб - вс: 10.00 - 19.00
Режим работы:
Телефон:
Электронная почта:
12 мин.
м. Электросила