Брендирование – важный маркетинговый аспект, необходимый любой компании, стремящейся к повышению узнаваемости своего продукта потенциальными клиентами. К сожалению, многие недобросовестные конкуренты повторяют ваш логотип и уводят к себе ваших покупателей. Что с этим делать?
Товарный знак – что это
Под товарным знаком понимается уникальное обозначение, позволяющее отличить вашу компанию от других. К товарному знаку относятся название, логотип, слоган, цветовое решение, форма упаковки.
Наличие товарного знака позволят создать уникальность вашего продукта в глазах покупателей. Отличие от конкурентов, заложенное в правильно созданном бренде, сильно влияет на прибыль и репутацию.
Если вдруг на рынке появляется компания, которая копирует ваше название, логотип, даже товар, но при этом ставит другую цену и меняет качество продаваемой продукции (обычно в худшую сторону), покупатели могут уйти к этому конкуренту, при этом рыночное представление о вас может пострадать.
Если вы зарегистрировали свой товарный знак, вы можете запретить таким недобросовестным компаниям наживаться на вашем честном имени.
Что посчитают незаконным использованием товарного знака
Предлагаем совместно разобраться, что считать незаконными действиями со стороны конкурента:
1. Использование похожего названия. Даже если конкурент поменял всего лишь одну букву, на него можно подать в суд на основании сходства названия до степени смешения.
2. У вас одинаковый вид деятельности. Если вы зарегистрировали товарный знак, загляните в приложение к его свидетельству – там будут перечислены классы МКТУ и перечень товаров и услуг. Также вы можете узнать эту информацию, посетив сайт Роспатента.
Чтобы предъявить претензию конкуренту, достаточно будет иметь схожий вид деятельности.
3. Подражатель получает прибыль. Если кто-либо изготавливает похожие на ваши вещи, а потом оставляет их у себя для личного пользования, это не будет считаться преступлением. Если же компания продаёт это третьим лицам, их действия будут караться по закону.
Не пренебрегайте регистрацией товарного знака и оформлением патентов – это позволит вам уверенно развиваться среди конкурентного рынка.
Алгоритм действий
Допустим, вы обнаружили, что в вашей нише появился подражатель, который сбывает идентичный товар, пользуясь брендом, похожим на ваш.
Не спешите подавать иск в суд. Последовательно пройдите все шаги нашего алгоритма, и, возможно, вам даже удастся избежать процессуальных разбирательств.
Шаг 1. Сбор доказательств
Как только вы вычислили нарушителя, не стремитесь звонить к нему с намерением поскандалить – так вы его только спугнёте (недобросовестный конкурент может просто затаиться на время, а после продолжить свою деятельность).
Соберите компромат: - оформите заказ в компании, сохранив товар и чек; - сделайте скриншот сайта магазина и его страничек в социальных сетях; - посетите розничные точки, если есть. Сфотографируйте вывеску и любые элементы, относящиеся к бренду.
Соберите большую доказательную базу – так вы повысите вероятность успеха судебных разбирательств.
Шаг 2. Составление претензии
Претензия считается документом, который уведомляет вашего конкурента о нарушении им ваших прав. Рекомендуем вам обратиться к юристу, который поможет составить претензию верно.
В претензию стоит включить ваши данные, ФИО нарушителя, описание доказательств нарушения вашего права на товарный знак, описание вашего товарного знака и обоснование их сходства с конкурентом. Обязательно укажите свои требования – например, это может быть просьба переименовать компанию или выплатить вам компенсацию. Укажите, на какие законы вы ссылаетесь и что будет в результате игнорирования вашего запроса. Также укажите, сколько вы потратили на юриста, и попросите возместить вам эту сумму.
Текст составляется в двух экземплярах. Один из них нужно отправить на юридический адрес компании (выяснить его несложно через ЕГРЮЛ). Пользуйтесь Почтой России, переслав претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения. Сохраните квитанции, полученные вами в почтовом отделении.
После отправки документа у другой стороны будет месяц, чтобы отреагировать на ваши требования. При игнорировании стоит писать исковое заявление.
Рекомендуем через две-три недели позвонить недобросовестному конкуренту и объяснить ему в спокойном и доброжелательном тоне, какие правовые последствия его будут ждать за незаконное использование вашего товарного знака.
Если претензия была составлена грамотно, скорее всего, нарушитель согласится на ваши условия и вы сможете обойтись без суда.
Шаг 3. Обращение в различные ведомства
Чтобы усилить ваше намерение добиться правосудия в глазах конкурента, после отправки претензии напишите жалобы в следующие организации:
1. Полиция. Данное ведомство проведёт проверку, после чего потребуют предъявить документы, дающие право магазину реализовывать продукцию, защищённую товарным знаком. После выявления нарушений действия конкурента будут караться по ст. 1515 ГК РФ или даже по ст. 180 УК РФ (штраф до полумиллиона рублей либо лишение свободы сроком до шести лет).
2. ФАС. Сообщите в Федеральную антимонопольную службу о том, что компания пользуется вашим торговым знаком. Они проведут расследование, после чего направят судебный иск на имя вашего конкурента. По итогам нарушителя могут оштрафовать дополнительно на сумму от 100 000 рублей.
3. Роспотребнадзор Роспотребнадзор способен выявить нарушение и обратиться с ним в суд. Тогда вашего конкурента оштрафуют на сумму до двухсот тысяч рублей.
Шаг 4. Обращение в суд
Если продавец, незаконно использующий ваш товарный знак, не реагирует на вашу претензию, стоит составить исковое заявление.
Не рекомендуем заниматься этим самостоятельно – лучше обратитесь к компетентному специалисту. Юрист сможет грамотно изложить ситуацию, оформить собранные доказательства и приложить копии претензии и разбирательств ФАС и Роспотребнадзора.
Целью иска может быть требование прекратить коммерческую деятельность под вашим товарным знаком, а также возместить убытки и оплатить все сопутствующие иску расходы.
Сложно посчитать убытки, поэтому руководствуются суммой до пяти миллионов рублей.
Если ваш товарный знак используют в интернете
Если у вас есть постановление суда, а ваш конкурент продолжает пользоваться вашим товарным знаком, обратитесь в администрацию интернет-ресурса с жалобой. Поисковики поставят «заглушку» на сайт недобросовестного конкурента, а рекламные операторы могут приостановить рекламную кампанию.
Вы получили претензию – что делать
Для начала выясните, какой срок действия товарного знака у адресанта претензии. Проверьте классы МКТУ, а также дату, с которой начал действовать товарный знак компании. Если вы начали коммерческую деятельность ранее, чем ваш конкурент зарегистрировал товарный знак, то вам удастся аннулировать его право через Палату по патентным спорам. Обратитесь к юристу, который составит возражения и соберёт необходимые доказательства. К сожалению, можно также столкнуться с так называемым «патентным троллем» - человеком, который регистрирует на себя огромное количество товарных знаков и потом заставляет компании выкупать их у себя, при этом не осуществляя по ним коммерческую деятельность. Высока вероятность, что при этом варианте суд встанет на вашу сторону.
При работе на конкурентном рынке обязательно регистрируйте свой бренд через Роспатент. Проверяйте, не появились ли подражатели, а при их обнаружении действуйте по нашему алгоритму, заручившись помощью компетентного юриста.
Бесплатная консультация
Получите бесплатную помощь узкопрофильного юриста уже через 1 минуту